Правящий архиерей

 

 

Леонид, епископ Искитимский и Черепановский

 

 25 октября, после Божественной литургии, регент выступила с докладом о церковном пении. Прихожане с вниманием слушали лекцию о истории, значении и важности пения на Богослужениях. 

 

ЛЕКЦИЯ: "ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ. ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ"

 

Сегодня мы поговорим о церковном пении- его истории, особенностях и влиянии на культуру. И сначала давайте разберемся, почему вообще христиане на службе поют. Дело в том, что с древних времен считалось, что речь и пение служат высоким чувством выражения Богопочитания. И в священном писании и в различных свидетельствах святых людей мы находим информацию о том, что существует Ангельский мир. И это Ангельский мир выглядит или часто предстоит как некий сонм ангелов, разделённый на хоры, которые воспевают Богу славу.

И соответственно, такое отношение сформировало отношение к пению в земной церкви. То есть пение -это некий образ, некое воссоздание такого ангельского пения. И в общем то сам Спаситель положил для нас начало пению уже в Христовой церкви, в его церкви, закончив свою последнюю трапезу с учениками. То есть Господь, совершив тайную вечерю, положил начало новому Богослужению. И Апостолы следовали этому примеру. Есть свидетельство о том, что они собирались в 3,6,9 –й час, возносили молитвы и пели псалмы. А также, распространяя Христово учение они следили за тем, чтобы верующие не забывали об этой традиции, не забывали о пении. Более того, существуют Апостольские постановления, в которых не только закрепляется обязательность пения, но также и дается некий порядок этого пения. Что мы тут находим? Во-первых, мы узнаем о том, что пение было нескольких видов:1-одиночное пение. Для этого специально была выделена такой особая степень певцов в Клире, которые могли солировать. 2- общенародное пение. И вот в Апостольских постановлениях есть такая фраза: “При общественном богослужении, на возглашении диакона, народ восклицает “Господи помилуй!” Или “ И Духови твоему!” Это отвещательное  пение.И было припевное, когда  припевали, например, вот так победную песнь: «Cвят-свят-свят…”верующие приглашаются петь особо громким голосом. Это записано  в Апостольских постановлениях. Особым видом общенародного пения стало такое антифонное пение, попеременное пение несколько хоров. Это пение утвердил ученик Иоанна Богослова священномученик Игнатий Богоносец, и он такое принял решение, потому что было ему видение, где он слышал, как ангельские хоры поют попеременно. И вот такой образ ангельского пения был перенесён опять же в земную церковь. Апостол Павел в своем послании к Ефесяном пишет: ”исполняйтесь духом, глаголющии себе во псалмех, и пениих, и песнех  духовных.( послание к Ефесяном,пятая глава 19 стих.).То есть мы понимаем, что на молитвенных собраниях и богослужениях первые христиане помимо псалмов, пели ветхозаветные гимны. Позже включаются новозаветные христианские песнопения. Например, песнь Богородицы” Величит душа моя Господа”, Песнь Симеона  Богоприимца “Ныне отпущаеши”, ”Свете тихий”, ‘Великое славословие”.“Слава тебе, Господи, слава тебе!”- вот это  опевание перед чтением Евангелия уже в то время употреблялось так как сейчас.

 В общем первый век христианства можно назвать веком свободы, терпимостью ко всякого рода музыки, когда вот всё что хотите, только лишь бы человек пел от души да славил Бога. Причем интересно, что вот в этот период греческая культура пропитала все народы, все были  этой культуре подвержены.

После прекращения гонений христианское богослужение уже становится более торжественным и чинным. Естественно, это оказывает влияние и на церковное пение. Уже постепенно отходят от общенародного пения. Эта обязанность переходит к специально обученным певцам. Уже просто так петь не очень разрешается. Постепенно начинает формироваться  музыкально-певческий канон для богослужений, для пения на богослужении. И отбираются  гласы- такие мотивы, которые отличаются строгостью, целомудренностью, и постепенно  формируется  осьмогласник к середине 8 века, который  входит в  книгу, которая называется «Октоих».Ее составителем является преподобный Иоанн Дамаскин. Он не только сам сочинял, он в основном и собирал  и систематизировал уже употреблявшиеся в это время и литературные тексты, и музыкально-певческие тексты. И все это собирал в некую вот единую систему. Большой очень корпус текстов принадлежит и Иоанну Златоусту, он назван Злотаустом, потому что сочинял очень много красивых  гимнов, которые потом стали употребляться на богослужении.

По отношению к внутреннему характеру церковного пения тоже постепенно формируется представление то, как это должно быть, и опираются здесь на слова апостола Павла: “ исполняйтесь все духом и воспевайте Господу в сердцах.” То есть, как раз вот это строгое, величавое, такое целомудренное пение должно быть без каких-то театральных наклонностей, без какой-то показушности, отрешённая от мира. Вот главное для чего должно служить пение. Вырабатывается у людей понимание, что главное, чему служит пение, это научение душ тому, что есть полезного в слове. То есть человек должен, через это пение, лучше понимать смысл слов, которые произносятся или поются. И вот это главная цель, для чего собственно служит пение.

 История пения в России очень интересна. Русская церковь приняла от Византии не только  вероучение,  но и манеру церковного пения, которое было на тот момент у византийских греков. Древнегреческие хоральные песнопения были основой церковной службы и исполнялись на церковнославянском  языке. И затем к нам на Русь приходит знаменный распев. Что это такое? Знаменный распев-это одноголосное хоровое исполнение музыкальной композиции. Почему знаменный? Знамя переводится как  знак. Еще есть такое  вот русское слово, крюки. Они такие действительно, как крючочки. И собственно, крюковое пение, пение по крюкам, и знаменное пение, это одно и тоже. И главное, функция такого пения, это вот как раз подчеркнуть и показать значение слова. То есть вот здесь музыка у нас на втором месте ,на первом месте слово. И распев этот знаменный складывается как бы в неразрывном единстве с богослужением .И  он такой же, как  служба, неспешный, такой же строгий и  целомудренный, какой-то сосредоточенный и собранный. Исследователи  склоняются к тому, что это был характер такой молитвенный у наших предков.

Давайте послушаем  фрагмент  знаменого распева.

 

Развитие церковного пения.

Конец 16-17-го века-период исправление богослужебных книг.

И, естественно, это коснулось и церковного пения. И, собственно, середина 17-го века знаменуется переходом от знаменого пения к партесному, в котором  главенствует гармония, есть основной голос и к нему подстраиваются все остальные голоса, они как бы не самостоятельны.И вот этот период  характеризуется тем, что  знаменый распев стал потихоньку подвергаться вот такой гармонизации.( антифоны поём) И  это понравилось многим композиторам. И очень много в тот момент появилось каких-то вот таких вот творческих изысканий. Меняется совсем характер музыки.

Чем еще это объясняется? Новая манера была принесена из Киева, приглашали специально из Киева певчих мастеров, которые обучали наших великорусских певчих  своей манере. Но мы должны помнить о том, что 4 века до этого Киев, в части Украины находилось под Речью Посполитой. Соответственно, было очень сильное влияние католической церкви. И Православие притеснялось, вытеснялось всячески, конечно, сопротивлялись люди, но тем не менее влияние   польское было очень, очень сильно. Манера исполнения стала более концертной .Однако многим это понравилось, потому что это было и проще на слух воспринимать и проще было исполнять.

Однако, польское влияние было не таким долгим и дальше в 18 веке в Россию приходит итальянская опера. И   влияние итальянской оперы, влияние итальянских композиторов распространилось в том числе и на церковное пение. Наши  русские композиторы  подхватили этот стиль гармонизации итальянской и стали писать песнопения. Постепенно тот смысл, который должен был подчеркивать слово, уходит, и на первый план выходит музыка.

Позже стал применяться немецкий стиль гармонизации, песнопения  всё больше напоминают немецкий хорал.

И в начале 19 века наконец-то пришло к нашим людям понимание того, что старину свою мы можем потерять окончательно, нужно ее как-то возрождать. Но произошло это не сразу, и лишь к началу 20 века выделились ряд композиторов, которые смогли вот эту цель поставленную осуществить.

И надо сказать, что действительно  наступил  момент художественной реставрации. И здесь можно назвать таких композиторов, как Александр Кaстальский, Павел Чесноков, Сергей Рахманинов.

Вот сейчас мы послушаем песнопение Сергея Рахманинова.

Это из его  большого произведения  “Всенощное бдение”, Свете Тихий. Как раз  написано уже  с  целью реставрации. Вообще звучит как знаменный в начале.

Вот так вот работали аккуратно композиторы с нашими вот древними распевами.

 1917 год положил начало, так сказать, консервации  церковного пения.

Это был настоящий кризис, ряд композиторов, которые,  перешли в эмиграцию, продолжали свои труды и оригинальные сочинения и  гармонизацию древних распевов. И при том, что еще оставались композиторы здесь  в Советском Союзе, которые  писали, как-то работали над церковной музыкой, но, конечно, это все было совершенно в подполье и нигде, естественно, не исполнялось практически. Советский период, несмотря на все сложности, все равно отмечен  творчеством. В основном это были регенты, управляющие хором и какие-то церковные  деятели.

Из регентов можно назвать архимандрита Матфея Мормыля( антифоны поём) и такого композитора как Дьакон Сергей Трубачев( ектении поём),которые тоже продолжали начную традицию и писали потрясающие песнопения.

И в 90-е годы , когда открываются наши храмы, слава Богу, на клирос приходят много  музыкально образованный молодежи, и  начинается новая волна, новый интерес к церковной музыке, и возникает в этот период очень много  гармонизаций старинных напевов и возникают  новые произведения.

И, собственно говоря, мы переходим к разговору о современном бытовании.

 Сегодня у нас бытует несколько основных направлений церковного пения.

Во-первых, это Обиход – это корпус простых церковных песнопений для ежедневного использования, базирующихся на простых  распевах:сербском, болгарском, киевском, московском.

И надо сказать, что при всей своей простоте обиход отвечает  всем задачам, которые изначально стояли перед церковным пением, то есть обиходные песнопения  в основном сосредоточены и высвечивают слова, которые звучат в этих произведениях. Как и было изначально в церкви задумано.

Наряду с этим продолжают бытовать и использоваться авторские произведения, начиная от Бортнянского до композиторов 20 века.( Христов “Милость мира”)При этом используется и какие-то  канонические песнопения и гармонизации старинных напевов, в том числе и знаменный.

 Мы привыкли к разностилию в наших храмах, мы привыкли, что у нас разные мелодии звучат, разный может быть характер.

В современной России церковное пение остается важной и значимой частью русской культуры. Многие певцы и хоры продолжают  исполнять древние песнопения на церковнославянском языке и древнерусские мелодии, которые имеют историческую ценность и передают традиции и мудрость нашего народа. Вместе с тем, современные композиторы и музыканты стараются сочетать и современные и традиционные элементы в своих произведениях, чтобы оживить церковное пение и сделать его доступным для современной аудитории.

Особенностью российского православного церковного пения является многоголосие, которое придаёт песнопениям особую глубину и силу, а также придаёт ощущение общности и единства верующих перед Богом. Другая особенность- это пение без сопровождения музыкальных инструментов, это придаёт музыке своеобразность и создаёт атмосферу поклонения. Ну и ещё одна особенность- простота мелодий. Православные мелодии просты и повторяющиеся. Они не стремятся к изысканности и сложности и призваны направить внимание верующих на содержание и духовное значение песнопений.

Российское православное церковное пение – это не просто музыкальное искусство, но и душевная практика, которая связывает людей с Богом и приносит им духовное обновление. Оно является одним из самых сильных и гармоничных выражений православной веры и представляет собой драгоценное наследие нашей культуры.

 

Желаю всем нам благословения и вдохновения в нашей духовной практике!

 

Докладчик: регент, преподаватель музыки, Королевская Елена Владимировна

 

 

Настоятель

Дорогие братья и сёстры!

Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Данный сайт для нас является ещё одной возможностью свидетельствовать о Православной вере, поэтому по своему содержанию он ориентирован как на людей, которые регулярно приходят в храм, так и на тех, кто только знакомятся с Православием и желают подробней узнать о нём.

На сайте нашего храма вы сможете не только узнать самые актуальные приходские новости и расписание богослужений на текущую неделю, но и познакомиться с храмом, духовенством, посмотреть фотографии из жизни прихода.


2024 © Свято-Покровский храм р.п. Линево. Все права защищены.