Правящий архиерей

 

 

Леонид, епископ Искитимский и Черепановский

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(2 Кор. 10, 7-18; Мк. 3, 28-35). "Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек". Долго ли попасть в этот страшный грех? Очень не долго; ибо вот какие этого рода грехи: "многое и безмерное упование на благодать Божию; отчаяние или ненадеяние на Божие благоутробие; противоречие явной и утвержденной истине и отвержение православной христианской веры. Иные к этому присоединяют зависть к духовным дарам, которые получает от Бога ближний; упорство в грехе и состарение в злобе; нерадение о покаянии до отшествия от жизни сей" (Правосл. испов. ч. З, вопр. 38). Вот сколько путей! Зайди в который-нибудь из них, уж трудно будет воротиться, так и понесет тебя к пропасти поглощающей. Противление истине начинается малыми сомнениями, возбужденными словом или писанием злым. Оставь их без внимания и врачевания, они заведут к неверию и упорству в нем. До отчаяния тоже доходят незаметно: покаюсь - говорят, и грешат. Так несколько раз; потом, видя, что покаяние не приходит, говорят в себе: так тому и быть, не совладаешь с собою, и предаются греху в полную власть. Собирается бездна грехов, а при этом допускается и бездна противлений явным влечениям Божией благодати. Когда в этом виде придет человек к мысли исправиться, множество грехов подавляет его, а противление благодати отнимает смелость приступить к Господу, и решает: "вящая вина моя, еже оставитися мне". Вот и отчаяние! Берегись начатков неверия и грехолюбия и не попадешь в эту бездну.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Лк. 4, 16-22). Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос - принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом приятным. Это верно совершается во всех искренно верующих и действующих по вере. Мыслями не наполнишь душу этою приятностью; надо действовать и приятность вселится сама собою. Внешнего покоя может не быть никакого, а один внутренний, но он неотъемлем от Христа. Впрочем, всегда бывает так, что коль скоро водворится внутренний покой, внешние беспокойства не имеют тяготы и горькости. Стало быть и с этой стороны есть лето приятно; только снаружи оно кажется холодною зимою.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(2 Кор. 5, 15-21; Мк. 1, 16-22). Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились о учении Его: "ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники". Эта власть - не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило во внутрь и вязало совести людские, указывая, что все так есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое силою Божественною, слово от Духа, или слово помазанное. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от научности, а от того, как дух давал им провещавать. Это дар Божий, стяжаемый, однако, трудами не над одним исследованием истины, а более над сердечным и жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникается убедительностью, потому что переходит от сердца к сердцу; тут и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от научности, не дается такая сила, потому что они говорят от головы, и в голову пересыпают свое умствование. В голове же нет жизни, а только верхушка ее. Жизнь - в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на токи жизни.

МИТРОПОЛИТ МОРФСКИЙ НЕОФИТ: «УДЕЛИТЕ ВРЕМЯ, ЧТОБЫ ПОБЫТЬ В ТИШИНЕ»

Отрывок из проповеди Преосвященнейшего митрополита Морфского Неофита, произнесённой в храме Преподобного Антония Великого в селении Спилия (о. Кипр) 17 января 2020 года. В настоящее время у нас всех: монахов и мирян, ведущих безбрачную жизнь или состоящих в браке — есть одна большая проблема — это беспокойство; мы не можем обрести мир и покой в своей душе. Мы все отягощены многими заботами. По мере того как развиваются новые технологии, увеличивается и количество забот и хлопот, хотя кажется, что должно было бы произойти обратное… Почему так происходит? Дело в том, что человек находит успокоение только в Истине. А технология не может дать человеку покоя, потому что она упрощает жизнь только для тела. Но человек — это не одно только тело: у него есть и тело, и душа. Вот почему мы должны найти способ, чтобы дать отдых и телу, и душе. В Церкви есть один парадокс: когда тело устает ради любви ко Христу или ради любви к ближнему — бедному или больному, нуждающемуся в помощи, — то, несмотря на телесную усталость, в душу нисходит дивный покой. Человек отдыхает душой. А затем от души это отдохновение передаётся и телу — и даёт ему новые силы действовать. Это чувство было прекрасно знакомо святым: мир, покой, благодать и великая радость. Но чтобы достичь душевного мира, необходимо потрудиться. Чтобы стяжать Божественную благодать, нужно усилие. Мы должны возлюбить труды ради Бога и на пользу ближних… Мы должны уделять какое-то время тому, чтобы побыть в тишине. Конечно, мы не можем находиться в пустыне 24 часа в сутки, как это делал преподобный Антоний Великий. Хорошо, если мы побудем в тишине хотя бы несколько минут, особенно ночью. Не тратьте всё ночное время на цифровые технологии и на сон. Уделите какую-то часть ночи бодрствованию, лишите себя какой-то части сна, и тогда вы обретёте бодрость духа, ваш разум прояснится. И мы станем хоть в чём-то похожи на преподобного Антония Великого, Иоанна Предтечу, пророка Моисея и пророка Илию. И нам будет помогать Сам Христос и Пресвятая Богородица, как помогали они и всем вышеупомянутым святым. Что объединяет всех этих святых? Все они имели одно общее желание: стяжать Божественную энергию, благодать Святаго Духа. Священнобезмолвие, беспопечительность, молитва и пост не были для них самоцелью, это были их средства. Они не прилеплялись ко всему этому. То же самое касается и чтения вами Псалтири. Это не цель, это средство. А какова наша цель? Наша цель — обретение чистоты сердечной: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12)… Да удостоит нас Бог иметь эту благую и высокую цель. А чтобы иметь такие великие цели, нам нужны и великие образцы для подражания. Прошу: непременно читайте жития святых, если вы хотите жить духовной жизнью, чтобы в вашем сердце зародилось желание священнобезмолвия, желание беспопечительности, желание молитвы, желание святости. Иначе мы достигнем преклонных лет и наследуем не святость, а тление… Обращаюсь к тем, кто живёт в городах: желаете быть современными и следовать моде? Уезжайте из города. Найдите спокойную деревеньку, где бы вы могли отдохнуть от городской суеты. Но не надо переносить городскую суету в сельскую местность: тогда её спокойствие будет нарушено. Находясь на природе, за городом, насладимся тишиной и спокойствием, особенно в ночные часы. Когда я приезжаю в Эвриху, мне удается каждый день улучить несколько часов тишины, несмотря на свои епископские обязанности. Воспользуйтесь этими часами тишины должным образом: для изучения Священного Писания, для молитвы, для общения с Пресвятой Троицей, Богородицей и святыми. И имейте образец для подражания в лице святых. Я часть вспоминаю святого Иакова Эвбейского. Немногие знают, с какого святого он брал во всем пример. Думают, что это был преподобный Давид Эвбейский. Но на самом деле нет. Он подражал преподобному Даниилу Столпнику. Однажды на Пасху он поел совсем мало, так что я сделал ему замечание. На это он мне ответил: «Как ты думаешь, что ел преподобный Даниил, когда он был на столпе?» Он, конечно, не был столпником, но он очень хотел им быть. И теперь за его устремление и подражание этому святому Господь прославил его в лике святых, как и преподобного Даниила. Вот почему я повторяю: имейте великие образцы для подражания и находите время, чтобы побыть в тишине. Тишина имеет свой собственный голос и способствует духовному деланию. Почитайте Псалтирь: вы найдёте в ней источник слез, очищающих сердце, и источник радости. Недавно ко мне пришла одна женщина, которая очень полюбила Псалтирь и читает псалмы каждый день. Что она мне сказала? «Сначала я многого не понимала, там было много незнакомых мне слов. Но, когда я оканчиваю чтение, то испытываю такую великую радость, как никогда прежде. Откуда у меня эта радость в сердце?» Отвечаю ей на вопрос: «Эта радость — от просвещения Духом Святым». Какую бы жизнь вы ни вели: монашескую или семейную, — имейте великие образцы для подражания, и вы непременно получите пользу. И вам будет что передать в наследство своим детям и внукам. Митрополит Морфский Неофит (Масурас)

СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОГО АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА

Празднуем мы сегодня во славу великого апостола Иоанна Богослова, так часто называемого в Евангелии «учеником, которого любил Иисус». Если за пламенную к Себе любовь любил его Иисус, то он имеет особенное дерзновение пред Ним, потому что любовь дает дерзновение пред любимым, как сам апостол говорит, что «в любви нет страха, но совершенная любовь вон изгоняет страх... Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда» (1 Ин. 4, 12-18).Иоанн - это тот апостол, который силою любви своей спас и юношу, сделавшегося атаманом разбойников. А если, еще живя на земле, он любовью своею избавлял людей от явной погибели и приводил ко Христу, то тем большее дерзновение и спасительную силу имеет любовь апостола по его смерти. И обычная молитва христианина, исполненная любви к согрешающему брату, имеет великую силу: Если, - говорит святой апостол в послании,- кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнъ (1 Ин. 5, 16); какую же силу имеет молитва самого Христом возлюбленного апостола? Недаром святая Церковь внушает нам взы-вать к нему: «Апостоле Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припадающа, Иже падша на перси приемый». Недаром святая Церковь призывает нас «ублажать Иоанна приснопамятного, от земли преселяющагося и земли не отступающаго» духом своей любви, молитвою и сильною помощью. Там, где веет дух любви, легко и свободно дышится. Поэтому подойдем и мы безбоязненно к святому апостолу, хотя при грехах наших, которыми мы так оскорбляем Бога, приблизиться нам к нему страшно, войти в общение с сонмом святых, на которых мы так не похожи, мы едва ли способны.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(1 Кор. 9, 2-12; Мф. 18, 23-35). Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его". Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость, что простим!. . Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь - не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, - и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повыссься неприятность еще на одну линию, - и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(2 Кор. 1, 1-7; Мф. 21, 43-46). Архиереи и фарисеи уразумели, что Господь говорил притчи на их счет, раскрывал им глаза, чтоб увидели истину, что же сделали они по этому случаю? Придумывали, как бы убить Господа. Если бы предубеждение не кривило их здравомыслия, им следовало, если не поверить, как требовала очевидность указаний, то обсудить внимательно, не так ли и в самом деле, как объясняет Спаситель. Предубеждение столкнуло их на кривую дорогу, и они потом оказались богоубийцами. И всегда так, и ныне так. Немцы, а за ними и наши онемечившиеся умом, как скоро встретят в Евангелии чудо, тотчас кричат: "неправда, неправда; этого не было и не могло быть, надо это вычеркнуть". Не то же ли это что убить? Пересмотрите все книги этих умников, ни в одной не найдете указания причин, почему они так думают; ни один из них ничего не может сказать против того, чем доказывается истина евангельская, и ни один не позаботился вникнуть в доводы, какими люди здравомыслящие обличают их лживость: твердят все только свое, что быть не может и потому не верят Евангелию. И ничего с ними не поделаешь: они готовы идти против Самого Бога.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(1 Кор. 15, 12-19; Мф. 21, 18-22). Господь осудил смоковницу на бесплодие за то, что по виду она так была покрыта листьями, что надлежало быть на ней и плодам, которых на деле не оказалось. В применении к жизни христианской, листья означают внешние дела благочестия и внешние подвиги, а плоды внутренние расположения. По закону так: первые должны исходить из последних; но по снисхождению к немощам - крайняя мера: последния должны развиваться вместе с первыми. Когда первые в силе, а последних нет и в зародыше, то отсюда выходит ложь жизни, которая выражается так: казаться, но не быть. Вначале, может быть, и не имеется это несчастное настроение в мысли, а потом оно является незаметно и устанавливает собой строй жизни. Кто наляжет слишком на внешность и пристрастится к ней, у того внимание к сердцу закрывается, чувства духовные глохнут и водворяется холодность. На этой степени жизнь духовная замирает; остается вид благочестия без его. Поведение совне исправно, а внутрь все навыворот. Следствием этого - бесплодие духовное: делаются дела, но они все, мертвые.

СЛОВО НА ПРЕДПРАЗДНСТВО ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Одна из предпраздничных стихир призывает верующих измениться лучшим изменением, чтобы достойными взойти на гору Фаворскую и видеть славу Преображения. "Но как это возможно? — спросим мы.— Можно ли за короткий срок предпразднства настолько изменить себя?" И гора Фавор — далеко, и одним посещением ее невозможно достичь совершенства. Церковь зовет нас, братья и сестры, к духовному восхождению на гору Фаворскую,— восхождению нравственному, восхождению сердцем и благой христианской мыслью.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

В Преображение глас с неба не другое что изрек, как "Его слушайте" (Мф. 17, 5). Отчего так? Оттого, что здесь перед глазами был представлен и плод послушания. Отец небесный говорил как бы: хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а извнутрь исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть. Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимо идут, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных - богородными, из бренных - вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми. Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом небесным, и Оба к нему приходят и обитель у него творят. Вот и свет Преображения!

Страница 15 из 88

Настоятель

Дорогие братья и сёстры!

Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Данный сайт для нас является ещё одной возможностью свидетельствовать о Православной вере, поэтому по своему содержанию он ориентирован как на людей, которые регулярно приходят в храм, так и на тех, кто только знакомятся с Православием и желают подробней узнать о нём.

На сайте нашего храма вы сможете не только узнать самые актуальные приходские новости и расписание богослужений на текущую неделю, но и познакомиться с храмом, духовенством, посмотреть фотографии из жизни прихода.


2024 © Свято-Покровский храм р.п. Линево. Все права защищены.