Правящий архиерей

 

 

Леонид, епископ Искитимский и Черепановский

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В сегодняшний воскресный день мы совершаем память святого Филарета Милостивого, который был терпеливым в страданиях, как праведный Иов, и таким же гостеприимным и щедрым, как праотец Авраам. Житие угодника Божия IX века в характерной для византийской агиографии манере рисует нам портрет благочестивого старца, отца большого семейства, богача-мирянина, который прославился щедрым милосердием к бедным и обездоленным. Филарет, любящий добродетель (так переводится это имя с греческого), по замыслу автора жития был воплощением евангельского богословия о милосердии, милости, сострадании к нищим и обездоленным.
Будучи в преклонных летах, он счастливо жил, окруженный многочисленной семьей, и заботился только о том, чтобы употребить свои богатства на благо людей, находящихся в какой-либо нужде. Он пришедших издалека людей одевал, кормил и отправлял в путь с подарками, уподобляясь в добродетели гостеприимному Аврааму. Если кто-либо из соседей лишался быка, лошади или другого животного, то жаловался Филарету на несчастье, и тот по доброте сердца из своего стада возмещал несчастному убытки. При этом, как пишет житие, «сколько блаженный ни отдавал, стадо его вдвое приумножалось»1.
Но однажды по наущению диавола Филарет, как некогда праведный Иов, потерял почти всё имущество. В результате византийско-арабских войн он лишился всех своих 50 деревень, 12 000 овец и множества земли. При нем остался только старинный дом, пара волов, осел, дети да сварливая жена.
Внезапно обеднев (чему способствовали его же соседи-помещики, которые, пользуясь случаем, прихватизировали его землю), Филарет не возроптал на судьбу, не стал нанимать бандитов, чтобы отомстить обидчикам, не запил у себя дома от уныния. Но в новом для себя состоянии бедности он стал укрепляться словами Спасителя: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное» (см.: Мк. 10: 23).
Забыв про свои изнеженные руки и преклонный возраст, праведник закатал рукава и сам пошел с парой волов пахать на поле. «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3: 10), – напоминал он себе слова апостола Павла. А также приговорил и другое: «Трудясь, надобно поддерживать слабых» (Деян. 20: 35).
Как-то раз к известному в округе сердобольцу пришел поплакаться бедный крестьянин, у которого умер вол, взятый в кредит, из-за чего под угрозой оказалось пропитание девятерых малолетних детей. Зная, что он теперь не в состоянии рассчитаться с кредиторами и заплатить налоги государству, несчастный земледелец уже хотел было вдаваться в бега, но напоследок решил посоветоваться с Филаретом. Неожиданно для всех, движимый голосом сострадания, Филарет отдал несчастному своих последних волов, позабыв о собственной нужде.
Жена святого по этому поводу закатила истерику. Она называла Филарета потатчиком лентяев, ленивцем, безжалостным и бессердечным. Сорвав с головы повязку, она рвала волосы и в сердечной тоске кричала с плачем мужу: «Да, тебе не жаль меня, несчастную, [но ты] пожалел хотя бы детей!»
В ответ благочестивый старец цитировал Писание: «Взгляните на птиц небесных – они не сеют, не жнут, не собирают в житницу, и Отец наш Небесный питает их» (Мф. 6: 26); «не заботьтесь о завтрашнем дне, что будете есть, и что пить, и во что оденетесь. Потому что всего этого ищут язычники», «ищите прежде всего Царствия Божия… и это всё приложится вам» (Мф. 6: 31–33) и так далее. «Унаследуют жизнь вечную те, кто ради Христа и Евангелия (см.: Мк. 10: 30) раздавали свое добро бедным», – так он говорил, чтобы уврачевать малодушие супруги.
Услышав проповедь мужа, она замолчала. Но это молчание было недолгим. Вскоре между супругами разыгрался настоящий бразильский сериал.
После того, как Филарет отдал своих волов и лошадь, начался голод, и он вынужден был сам взять взаймы около 50 килограммов зерна. Он привез это зерно издалека, изрядно утомившись. Дети и жена ликовали от радости. Но как только старец присел отдохнуть с дороги, к нему пришел нищий и попросил пригоршню зерна.
Они еще разговаривали между собой, а жена уже заподозрила, чем всё закончится. Старец обратился к ней с просьбой выделить из принесенного зерна нищему десять килограмм. Жена не отвечала, молча вея зерно со служанкой. Потом он попросил дать ему лично его часть, так сказать – для собственного пропитания. В ответ она фыркнула: «Ты ведь ангел, а не человек, и ты не нуждаешься в еде». Филарет, видимо, на этот счет затянул длинный монолог о добродетели милосердия, на что жена, выйдя из себя, завопила, чтобы он дал нищему не десять и не двадцать, а тридцать килограмм – так сказать, «благочестия ради». Поскольку у нищего не было с собой ничего, куда бы можно было всыпать зерно, он хотел снять рубаху, чтобы насыпать его в нее, отправившись домой полураздетым. Филарет пришел в замешательство. Жена на это, как и прежде, с насмешкой сказала: «На твоем месте я бы дала нищему мешок». Филарет поблагодарил супругу за совет и так и сделал. Тогда жена швырнула на пол сито, в котором веяла зерно, и в нервном порыве прошипела: «Ради меня отдай ему и второй полный мешок». Он опять поблагодарил и так и сделал. А нищий в недоумении от неожиданной щедрости промурлыкал, что он не в состоянии унести сразу столько мешков в свою хижину. Жена, услышав эти слова, завопила: «Дай человеку осла, чтобы он не надорвался». По всей видимости, она не рассчитывала, что Филарет ее слова исполнит буквально. Но он так и сделал: дал нищему несколько мешков зерна и последнего осла впридачу, не забыв при этом поблагодарить и жену. После этого супруги перестали общаться, и Филарет мог принимать пищу за одним столом с домочадцами только тогда, когда его специально к столу приглашали как гостя.
Это недоразумение могло бы продолжаться и дальше, если бы семью не посетил Сам Господь. В те времена императрица Ирина искала для своего сына Константина невесту. Гонцы императрицы объезжали всю империю. Поскольку у Филарета после всех несчастий оставался в собственности большой старинный и красивый дом, императорские послы решили отправиться и к нему, надеясь в богатом доме найти благородных невест. У Филарета не было тогда возможности раздобыть даже хлеба насущного. Но первые лица города, услышав о приезде высоких гостей, принесли роскошные яства, и поэтому пред взором императорских чиновников оказался богато уставленный стол в великолепном доме, в котором их принимал благородный старец. Они попросили Филарета показать им свою семью и выбрали двух из его внучек, Марию и Маранфию, для представления ко двору. Одна из них, Мария, впоследствии стала супругой императора Константина.
С широкой императорской руки семья стала жить так же богато, как и прежде. Но Филарет променял императорские подарки на деньги, которые стал раздавать на улицах столицы. При этом он, подавая милостыню, вглядывался в лица нуждающихся и так приговаривал: «Богатые, впав в нужду, часто по привычке ходят в роскошной одежде, но, тем не менее, голодают и нуждаются. Но есть и такие, кто прикидывается нищим и, имея в доме своем деньги, не оставляет прежних привычек бедности, носит лохмотья и ходит собирать подаяние». Обнищавшим богачам он жертвовал много, а тем, кто прикидывался нищим, – подавал мелкие медные монеты.
Досточудный старец к концу жизни стал предвидеть то, что свершится в будущем с его внуками. Он предвидел и свою кончину. На смертном одре он наставлял детей такими словами: «Вы знаете, как с самой молодости прожил я с вами, возлюбя дела милосердия, и творил их за счет трудов своих, а не из награбленного… Будьте странноприимны, заступайтесь за вдов, опекайте сирот, не оставляйте страждущих, не отриньте содержащихся в темнице, одевайте и хороните мертвых, не пропускайте служб церковных, не желайте чужого добра, никем не гнушайтесь, не радуйтесь несчастию врага, поминайте в церкви умерших братьев и меня, пока не отойдете к вечному покою…»
Как пишет автор жития, после этих слов Филарет скончался. Его смерть повлияла на жену и детей, которые с этого момента стали вести исключительно добродетельную жизнь. У гроба святого стали совершаться чудеса.
Чему нас учит жизнь святого Филарета Милостивого?
Она показывает нам пример щедрого человека, которого не оставили в беде друзья во время голода. Обедневший праведник был восстановлен Господом в своем чине за то, что не возроптал на жизнь в минуту несчастья. Причина такой безропотности – исключительно твердая вера в Бога. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54: 23) – в эти слова псалма Давида Филарет верил до глубины души.
Далеко не каждый из нас благодушно перенесет общественную несправедливость и воровство личного имущества; далеко не каждый из нас, потеряв хороший заработок, возьмется за грязную работу; далеко не каждый из нас рискнет поставить под угрозу благосостояние семьи, раздавая милостыню бедным.
Наверное, это возможно лишь тем, кто, как Филарет Милостивый, буквально поверил в слова Евангелия: «Всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах» (Лк. 18: 22).
Аминь.
1
1 Цит. по: Жития византийских святых / Пер. Софьи Поляковой. СПб., 1995. С. 217.
Иеромонах Ириней (Пиковский)

 

 

Настоятель

Дорогие братья и сёстры!

Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Данный сайт для нас является ещё одной возможностью свидетельствовать о Православной вере, поэтому по своему содержанию он ориентирован как на людей, которые регулярно приходят в храм, так и на тех, кто только знакомятся с Православием и желают подробней узнать о нём.

На сайте нашего храма вы сможете не только узнать самые актуальные приходские новости и расписание богослужений на текущую неделю, но и познакомиться с храмом, духовенством, посмотреть фотографии из жизни прихода.


2024 © Свято-Покровский храм р.п. Линево. Все права защищены.