удаляясь всякой вольности и развязности (преп. Никон).
Говорят, храм скучен. Скучен — потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма — не был бы он скучен! Не скучна же своя изба... (преп. Анатолий).
Стоя в храме, не надобно исчислять свои недостатки и тем ум отвлекать от внимания чтения и пения, а просто считать себя грешною за все свои греховности и за рассеяние помыслов, сего и довольно. Святой Исаак пишет: «иже не помышляет себе грешна, молитва его несть благоприятна пред Богом» (преп. Макарий).
...Если от строения останутся какие деревянные чурбаки и щепы, то оные употребить на топку церковной печи, а не в другое место, дабы ничего церковного не разносилось по частным домам (преп. Антоний).
В церкви, когда диавол затыкает тебе уши и смежает глаза, старайся читать Иисусову молитву. Внимай по силе кафизмам, они после тебе усладятся. В них много красоты и сладости, которые разгонят сон и уныние... (преп. Анатолий).
В церкви не бесчинствуй, т. е. не говори и глазами не води, а то Бог попустит диаволу сквернить и твою храмину (преп. Анатолий).
Когда в церковь идешь и из церкви приходишь, должно читать: «Достойно есть». А в церковь пришедши, положить три поклона: «Боже, милостив буди мне» и прочее (преп. Амвросий).
...Подавая во храм на свечи, не делайте замечания, поставят ли их пред святые иконы, или нет. Эта ответственность на тех, кто берет деньги и не ставит, а вы за свое усердие получите от Бога награду. А притом если кто и не подаст на свечи, но служба Божия никогда не совершается без них (преп. Антоний).
В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби (преп. Амвросий).